?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 March 2016 @ 08:38 pm
[sticky post] Что такое гностический миф или чему верили гностики - полная версия.  
Что такое гностический миф или чему верили гностики.


Каждый, кто хоть раз интересовался таким явлением, как гностицизм, знает, что сам термин гностицизм введен лишь в 17 веке кембриджским платоником Мором и обозначает широкое религиозно-философское течение, возникшее в 1 веке нашей эры.
Что же было такого в этом учении гностиков, что заставило ортодоксальное христианство во 2 веке развернуть настоящую войну против гностицизма, уничтожить все гностические писания и написать внушительное количество томов, пытающихся опровергнуть это учение?
И действительно, вплоть до 19 века мы знали о гностицизме только из сочинений ортодоксальных апологетов. И лишь после открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году у нас появилась возможность узнать, буквально из первых уст, то, чему верили гностики.
Все известные попытки изложить гностический миф в чистом виде опирались на целый ряд
рукописей гностиков, зачастую не только не связанных, но и противоречачих друг другу, либо
на более развитую, позднюю мифологию. При этом исследователи сразу начинали анализ
мифа, связывая его истоки с греческой философией, иудаизмом и принимая гностицизм, как
парраллельное ортодоксальному христианству учение и, по умолчанию, считая гностиков
сектантами.
В данной работе мы попытаемся вкратце и, по возможности, непредвзято изложить основы
гностического мифа на основании наиболее ранних гностических текстов, чтобы не
оставалось поводов для фантазий и критического мифотворчества. Только объёмное
понимание гностического мифа и его логики позволяет понять структуру мышления первых
гностиков и дальнейшее развитие гностической мысли в сторону её украшательства и
синкретизации с различными другими космогоническими моделями.
Опираться мы будем в основном на «Апокриф Иоанна» и «Евангелие от Фомы» так как
изводы данных произведений с наибольшей вероятностью можно назвать самыми
древнейшими из известных памятников христианства, включая изводы канонических
Евангелий. Также базовым произведением мы будем считать и «Евангелие от Марии» из
Берлинского Кодекса 8502.
Кроме того, следующей нашей отправной точкой, конечно, будут канонические Библия и
Евангелия в части наиболее аутентичных логий.
Пространная версия Апокрифа Иоанна, выбранная нами для изложения гностического мифа,
по мнению многих исследований, является более поздней по отношению к краткой версии из
Берлинского папируса 8502 и из кодекса III библиотеки Наг-Хаммади. Однако, различия
являются в большей степени терминологическими и не влияют на саму структуру
гностического мифа. Кроме того, пространная версия Апокрифа Иоанна имеет два
высокопрофессиональных перевода. Качественные переводы Трофимовой, выполненный в 70-
х годах прошлого века, и перевод Алексеева, выполненный около 2010 года, позволяют
достаточно четко отделять аутентичный текст памятника от позднейших вставок и наслоений.
Итак, в основе гностической космогонии, опирающейся на Апокриф Иоанна, лежит понимание о едином внемирном божественном начале, называемом Духом незримым, описать которое можно только в отрицательных образах - Он незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, несравнимый, о нём нельзя размышлять как о неком боге, богах или о чём-то подобном. Текст даёт понять, что Дух незримый или Свет это всё и основа всего. Это весь мир, идеальный и реальный, и весь «строительный материал», из которого создан мир. Всё существует внутри этого Духа и нет ничего, что существует вне Его.
В Духе существует определённый порядок, проявленный Духом, для построения идеального мира Духа из Него самого в Нём самом. Этот порядок состоит из конкретных качеств, образующих структуру Духа. Основополагающее качество или Сила Духа это Мысль, которая названа материнским чревом всего, то есть любое действие или движение в идеальном мире начинается с Мысли, которая является категорией Жизни и названа Матерью.
Как далее повествует гностический миф Апокрифа Иоанна, Мыслью формируются другие основополагающие качества: Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина. Все эти качества являются качествами Мысли, а следовательно, и качествами Духа. Принимая во внимание, что в раннехристианском понимании к Отцу постоянно применяется эпитет «Любовь», и учитывая содержание Апокрифа Иоанна, можно сделать вывод, что все эти пять качеств, включая Мысль, вместе являются категорией Любви и названы Отцом. Структура качеств Отца является структурой в Духе, которая фактически обслуживает категорию Жизни - Мысль, приводя образы, возникающие в недрах Мысли в соответствие со структурой Духа. Мысль формирует образы. Нерушимость это качество, из-за которого ничто и никогда не сможет разрушить эти образы. Предвидение - то, что даёт возможность знать всю информацию от начала и до конца, Вечная Жизнь - то, что позволяет нерушимым образам существовать бесконечно и Истина, которая заключается в том, что все эти образы не имеют никакого изъяна, то есть принадлежат Духу и соответствуют его структуре. Все эти пять качеств категории Любви присутствуют и в категории Жизни, следуя смыслу того же текста Апокрифа Иоанна. Будучи умноженными надвое (Мать и Отец - каждый обладает пятью), они формируют десять качеств, являющихся единым целым и называемых Мать-и-Отец или Десятерица. Любое движение Матери даёт толчок к началу синхронного движения Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери. Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Первое движение этих начал, первый цикл, воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморождённым Богом. Полный цикл движения Матери-и-Отца с одновременным воспроизведением категории Знания есть процесс Творения. То есть, категория Жизни рождает идею и образ, категория Любви приводит этот образ в соответствие с качествами Духа, и категория Знания завершает этот процесс реализацией образов, приведённых в соответствие с качествами Духа. Фактически при каждом цикле происходит дубликация базовой конструкции Жизнь-Любовь-Знание. Кроме этого, категория Знания имеет несколько вспомогательных качеств, базовым из которых является Ум. Созданный таким образом идеальный мир, имеет восемь составляющих - пять качеств Отца (Мысль, Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина), Сын-Слово, плюс Ум и Дело. Этот идеальный мир - Восьмерица или Огдоада, называется Полнотой или Плеромой. Мысль постоянно формирует образы, согласовывая их со структурой Духа, категория Любви приводит образы в соответствие со структурой Духа, а категория Знания реализует эти образы. Полнота находится в постоянном движении, воспроизводя внутри себя множество дубликатов, которые связаны каждый друг с другом, повторяя порядок, проявленный Духом. Фактически в Полноте находится постоянно увеличивающееся бесконечное количество дублей структуры Духа, которые одновременно являются одним целым. И эта вечно движущаяся сама в себе структура олицетворяет абсолютный порядок и покой.
Согласно гностической космогонии в одном из бесконечных дублей Полноты категория Жизни в соответствии с порядком, проявленным Духом, начала цикл Творения. Синхронно с категорией Жизни начала движение и категория Любви. Однако, категория Знания, по неизвестным причинам и мотивам, не реализовала образы Мысли, приведённые в соответствие с качествами Духа. Поскольку категория Жизни не могла остановиться, находясь в вечном движении, то результат Творения получился не содержащим категории Любви и категории Знания. То есть Творение получилось не содержащим всех необходимых качеств Духа, а именно: Предвидения, Истины и Ума, и следовательно - не полным, что условно означает - не принадлежащим Полноте. Структура Полноты была нарушена.
Неполноценное творение, называемое Первым Архонтом, имея в себе полноценную Мысль и являясь дублем материнского чрева, в соответствии с заложенным порядком Духа, с момента своего проявления начинает творить. При этом, не имея полного набора качеств Полноты, неполноценное творение рождает образы в соответствии с порядком, заложенным в Духе, но без качеств, которые не были даны этому творению. Реализуя эти образы без соответствия со структурой Духа, тем самым реализуются изначально неполноценные творения, хотя и имеющие определённое подобие образов Полноты, но подобие скорее карикатурное из-за отсутствия полного набора качеств Духа. Являясь материнским чревом для создаваемого мира, Первый Архонт реализует этот мир без категорий Любви и Знания, без качеств Предвидения, Ума и Истины. Это означает то, что созданный им мир не принадлежит Полноте ввиду отсутствия вышеупомянутых категорий и качеств. При этом, в соответствии с заложенным в Первом Архонте механизмом он, а по сути - она, создаёт в себе подобие категории Любви, то есть Отца и подобие категории Знания, то есть Сына, для реализации структуры своего творения. Но, в отличие от цикла творения в Полноте, цикл Архонта, продолжая плеромическую систему и создавая свои дубли, творит подобие циклов без обязательных составляющих - Предвидения, Истины и Ума, то есть изначально неполноценные творения. Которые, однако, полностью повторяют и систематику, и цикличность Плеромы, порождая новые сизигии в виде новых «отцов» и «матерей». Таким образом, Первым Архонтом был создан его несовершенный мир, заполненный неполноценными, но вечными творениями. Несовершенный дубль в структуре Полноты нарушил порядок, существующий в Духе.
Полнота, восстанавливая свою структуру, изолирует мир Архонта внутри себя от себя же и пытается вернуть Силу-Мысль, присутствующую в Архонте для прекращения появления его новых творений, имеющих Вечную Жизнь. Для этого Архонту был показан образ категории Любви-Отца-Первого Человека. Эта демонстрация образа Любви подталкивает Первого Архонта на творение образа Первого Человека и Первый Архонт при помощи своих многочисленных творений изготавливает душевно-чувственный образ категории Любви и невольно, по своему незнанию, перемещает в этот образ свою Мысль-Силу, чтобы заставить существовать созданный образ. Тем самым Первый Архонт лишается возможности творить вечные образы, а у созданного образа Любви появляется потенциал вернуться в Полноту, и тем самым окончательно восстановить нарушенный порядок в структуре Полноты. Для этого между Полнотой и изолированным миром Архонта создаётся путь из различных эонов с определёнными функциями - своего рода фильтр, позволяющий образу Первого Человека постепенно проходя эту цепочку эонов и очищаясь от наслоений изъяна, вернуться в Полноту в первозданном состоянии.
Все эти события, начиная с появления Первого Архонта до создания Первым Архонтом душевно-чувственного тела Первого Человека, кратко и отчасти аллегорически отражены в Библии в первой главе книги Бытия, равно как и в более ранних текстах мифологии Месопотамии. Отсюда и множественное число, якобы архаичное, в названии творящего Всесильного - Элохим и носящийся Дух Божий - Мысль - Мать и человек - мужчина и женщина в одном лице.
Лишённый Силы Первый Архонт при помощи своих творений, растворяет душевно-чувственный образ Первого Человека в единственной доступной ему форме вещества для творения - недолговечной, меняющей форму субстанции, не имеющей Предвидения, Нерушимости, Вечной Жизни и не принадлежащей Полноте, а следовательно не имеющей Истины - в материи. Поместив образ Первого Человека в материальный слепок и пытаясь вернуть себе Силу, Первый Архонт сумел разделить Силу на две части и поместил отделённую часть во второй материальный слепок, но вернуть себе Силу ему не удалось. Отражаясь друг в друге, две части Силы умножались в своём отражении, тем самым притягивая из Полноты категорию Жизни. Эти два материальных слепка названы первыми мужчиной и женщиной.
Потеряв надежду вернуть себе Силу, Первый Архонт, используя механизм отражения двух частей Мысли в слепках материальных людей и привлечения тем самым Мысли из Полноты, создаёт механизм материального деторождения, благодаря которому недолговечные материальные тела самостоятельно воспроизводят себе подобных, привлекая в процессе воспроизводства новые части Мысли во вновь зачинаемые материальные оболочки. В процессе создания данного механизма был сотворён материальный мир, и органическая жизнь, на базе которой были созданы слепки материальных людей, в которые и была заключена Мысль из Полноты. Недолговечная материальная оболочка, после окончания своего существования, отпускает душевно-чувственный образ Первого Человека, и этот образ, постепенно очищаясь от эмоциональных наслоений материального мира, возвращается назад в Полноту.
Таким образом, материальный мир с растворённым в нём Светом будет существовать лишь до того момента, пока материальные люди размножаются, продолжая действие механизма привлечения новых частей Мысли из Полноты. Более всего в продолжении жизни материального мира заинтересованы архонты, поскольку это их мир и в нём они могут управлять даже теми, в ком есть образ Мысли. Но, для того чтобы управлять материальным миром, необходимо было создать механизмы, не позволяющие образам Первого Человека вспомнить своё происхождение и уйти из этого мира, просто прекратив своё существование. С этой целью Первый Архонт, как образ материнского чрева или категории Жизни, и созданные им псевдообразы Отца-категории Любви и Сына-категории Знания, создают из себя искажённые псевдообразы Духа, Отца и Сына, используя для этого вечную часть себя, доставшуюся им из Полноты. Тем самым образуется некая иллюзия Духа, в которой категория Жизни подменяется смертью, категория Любви подменяется страхом и ревностью, категория Знания подменяется обманчивостью. Для закрепления эффекта в жизнь материальных людей внедряются ложные ценности, бесконечные заботы, борьба за жизнь, законы, не позволяющие отвлечено от довлеющего над материальным миром обманчивого Духа оценить свою суть, узнать и вспомнить свою сущность и происхождение. Внедрённые законы, неработающие во всех без исключения случаях материальной жизни, приводят к тому, что материальные люди постоянно находятся в состоянии страха, усугубляющего страх физической смерти, и не позволяющего осознать свою внутреннюю суть.
Мир архонта, окружающий материальный мир, названный местами середины, не позволяет материально-чувственным телам людей (душам), освобождающимся от материальных оболочек после физической смерти, уйти дальше этих мест середины, в которых души также не могут познать свою суть, очиститься от страхового эмоционального фона и вернуться в Полноту. Тем самым, изолированный от Полноты мир архонта благодаря механизму деторождения материальных людей в одностороннем порядке привлекает новые части Полноты в свой мир, и у этих частей нет возможности вернуться обратно.
В мире архонта также происходят определённые изменения. В связи с тем, что материнское чрево-Первый Архонт лишается своей Силы, а следовательно становится равным своим же созданиям, то его же создание, а именно псевдокатегория Знания - Слепота поглощает и псевдокатегорию Жизни - Смерть и псевдокатегорию Любви - страх и ревность, становясь фактически единоличным правителем и владельцем мира архонтов и материального мира. Именно этот архонт и именуется в Библии, как единый Бог с именем Яхве. Отражение этих процессов мы находим во множестве фольклорных сюжетов различных народов, где позднее созданные боги-сыновья поглощают или уничтожают своих богов-родителей.
Для нейтрализации действий архонтов в местах середины, с целью дать возможность душам очиститься и вернуть Свет в Полноту, категория Знания вынуждена прийти в места середины для исправления своего же изъяна. Путь к изолированным от Полноты местам середины идёт через воплощение в материи, то есть при рождении материального человека категория Знания попадает в материальный мир. И естественный путь в места середины предстоит через смерть материального тела. Находясь в материальном теле категория Знания даёт материальным людям Знание о категории Любви-Отце. Это Знание вместе с пониманием и осознанием человека о том, кто он, где находится и куда должен вернуться, называется рождением свыше.
Жестокая казнь материальной оболочки категории Знания показательна с точки зрения бессилия властителя материального мира над тем, что заключено в любой человеческой материальной оболочке. Кроме того, казнь демонстрирует несовершенство законов материального мира, а следовательно, несовершенство того, кто дал эти законы и создал материальный мир. Попав в места середины, категория Знания изолирует властителя материального мира и его «воинство», тем самым открывая возможность всем душам, находящимся в местах середины очиститься, и Свету вернуться в Плерому.
После смерти материальных оболочек души попадают в места середины и дальнейшая скорость их продвижения в Плерому зависит от их осознанного желания принять Знание и вернуться в Полноту. Находясь в материальной оболочке, люди способны воспринять и получить Знание, либо путём получения информации через людей и источники, содержащие это Знание, либо напрямую от категории Знания, путём так называемых откровений, что и происходило, судя по оставленным текстам, с людьми после казни материальной оболочки категории Знания. Таким образом, полученное Знание о несовершенстве материального мира, о наличии у человека вечной составляющей и возможности для неё вернуться к настоящему Отцу и является эсхатологическим представлением гностиков и называется Спасением. Это Спасение – Знание доступно любому человеку и только способность воспринять это Знание сразу, не сразу или не принимать его совсем, делит людей на три типа восприятия этого Знания – Спасения. То есть, человек духовный - пневматик это и есть та условная оболочка, котрая есть непосредствено Свет. Человек психический это тот самый образ, то самое душевное тело, изготовленное архонтами, куда был помещен Свет = человек духовный, пневматик. Гилик или человек материальный это внешняя матрешка, в которую запихнут психих, в котором сидит пневматик. И все зависит от самого человека, что он способен из себя вычленить, тем он и является.
С точки зрения гностического мифа наш материальный мир является временным явлением, которое в конце концов обязательно закончится естественным путём - либо погибнет, либо опустеет после того, как люди примут Знание и перестанут материально размножаться.
Задача гностика - человека, принимающего Знание, пройти эту жизнь, по возможности не оставляя никаких привязанностей к этому миру, не оставив потомства, уйти на встречу со своим настоящим Отцом. Для гностика в этом мире нет и не может быть ничего ценного и полезного, кроме любви и сострадания ко всему живому, мучающемуся существованием в этом мире, и любви между единомышленниками, понимающими и принимающими путь к Знанию.
Таково краткое содержание гностического мифа, позволяющее увидеть основную линию эсхатологических представлений гностиков и базу их верований. Кроме того, содержание этого мифа позволяет отследить пути развития человеческой мысли, использовавшей данный миф для разработки других космогонических картин. Сегодня с определенной долей уверенности можно сказать, что на этом мифе позднее были построены религиозные системы ортодоксального христианства, Василида, Валентина, мандеев, манихеев, каббалы, катаров, богомилов и, возможно, античного римского митраизма, а так же философские системы неоплатонизма, герметизма и пр.
Сегодня мы сами можем  понять то, во что верили первые гностики и оценить глубину их учения, так нелюбимое большинством мировых религий. Впрочем, корни этой нелюбви становятся вполне понятными...
В заключении хочется описать один небольшой курьез. Пытаясь изобразить графически
процесс Творения в стандартных осях координат в виде кривых, наподобие синусоиды, произошло следующее. Были нарисованы условные оси и обозначено
движение категории Жизни = Мысли = Матери:

Любое движение Матери дает толчок к началу синхронного движения категории Любви =
Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери.
Первый цикл воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым
действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморожденным
Богом. Изображаем это:

Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Дорисовываем еще две линии, подразумевающие продолжение движения Матери и Отца:

Мать и Отец - две параллельные функции, начинающие и заканчивающие движение
одновременно. Условно Мать движется по синусоиде, а Отец по минусовой синусоиде. Начало и
конец цикла это две условные точки пересечения этих двух кривых. Фигура в виде глаза
это та самя сизигия или Мать-и-Отец, которые вместе составляют категорию Знание или
Сына. Эта фигура, похожая на глаз, олицетворяет некую условную ячейку Полноты,
которая постоянно дублицируется, то есть производит сама себя, о чем и говорят
хвостики, как продолжение их бесконечного действия. В общем, условное изображение
функций на плоскости.
Стерев условные оси и надписи, получаем, что называют древнейшим христианским
символом:

Удивительное дело, ведь изображение этой рыбки присутствует в древних христианских
катакомбах. Как говорят, сам символ пришел из Египта, а первые христиане использовали
этот знак для узнавания друг друга. Правда, нас пытаются уверить, что эта эмблема была
заимствована из библейской истории о хлебах и рыбках, что символ имеет
евхаристическое значение. Находят объяснение и в том, что некоторые из учеников
Христа были рыбаками и даже тем, что древнегреческое слово «ихтис» есть древний
акроним имени Иисуса Христа. Возможно, что эти объяснения этого символа имеют под
собой серьезную базу, но то, что в этом символе может быть заложена вся космогония
гностиков, лично нам кажется более красивым и более логичным объяснением.

Дмитрий Щербина, Янина Гриневич, 2012-2013



 
 
 
Дария ДжантуеваДария Джантуева on July 7th, 2019 03:42 pm (UTC)
Выражаю огромную благодарность за ваши труды...всегда шла к такому мировосприятию сердцем...приступила к изучению библиотеки Наг-Хаммади около полугода назад и откровенно говоря, была просто в шоке...а вот сегодня случайно нашла ваши посты и буквально увидела в них свои же мысли...